пятница, 21 сентября 2007 г.

Про русский язык и не только

Так я и говорю...
Ну каких индивидуальностей может наготовить наша школа? Да никаких.
Вот приходит в первый класс человек, в пять лет уже прочитавший Муми-Тролля, без единой ошибки пишущий на компьютере рассказы про свою кошку и сочиняющий всевозможные правила поведения со сложной структурой. И что же там происходит? Понятное дело, не все такие, кого-то и читать надо научить. Но дело даже не в этом. Бедные учителя, из всего урока тратящие на собственно обучение 10 мин., а остальное время пытающиеся хоть как-то собрать на себя внимание всей гурьбы, сами не знают, как, чему и зачем учить тех, кто впереди. Через год, конечно, становится полегче, потому что тех, кто повыше, все же придавили, а кто в самом низу - подтащили. Вроде как образовалось нечто средне-аморфное, можно и один материал на всех давать. Через год - еще подусреднят. И так далее.
Однако постойте! А что делать читателю Муми-Тролля? Ведь он знает русский язык на уровне куда выше среднестатистического взрослого. И при этом не слыхал ни про спряжение глаголов, ни про местоимения. Вместе со всеми жи-ши проходить? Да его смертная тоска обуять успела уже за то время, что все про маму, которая мыла рамы, читать по слогам пытались.
Если учить человека в теории тому, что он и так знает, причем на практике, не будет ли он прав, послав вас далеко и надолго? Это напоминает сказку про сороконожку, которую спросили, как она ходит, и которая потом ходить-то и не смогла.
Происходит подмена цели средством. Зачем нам учить многочисленные правила в русском языке? Чтобы грамотно разговаривать. Читать, писать.
А если уже?
Кому из умеющих ходить (кроме медиков, спортсменов или разработчиков всяких робопёсиков) интересно, какие мышцы и сухожилия в какой последовательности при этом работают?
Увы, учителей (именно учителей, а не людей, близких к школе и педагогике вообще), признающих это, в практической плоскости пока не попадалось. Либо оторопь берет плюс мычание про программу и все такое, либо что-то авторитетно-невнятное про методичность, систематичность, автоматичность и прочую маразматичность.
Самое интересное, что и не проскочишь. Образование у нас средне-обязательное, за уклонение можно и под суд прогуляться. Что это значит? Да то, что при любой форме обучения надо сдавать зачеты по всей программе, включая жи-ши и правила спряжения глаголов.
А человек наш, беззаветно любивший читать, столкнувшись с предметом под названием "Литературное чтение", любовь эту стал потихоньку утрачивать. Видимо, как-то неправильно читал до этого. Теперь научат.

Комментариев нет: