вторник, 9 октября 2007 г.

Учиться с удовольствием.

Можно ли учиться с удовольствием?
Ответ отчевиден, не правда ли?
Нужно ли учиться с удовольствием?
Уже не столь однозначно. Почему? Да потому, что учиться бывает нужно, а вот удовольствие по нужде не всегда доступно. Получаем, что в иной ситуации нравится или не нравится - а учиться придется. Однако осознать эту необходимость может человек с определенным жизненным опытом. То есть, способный смотреть в будущее, а не только жить сегодняшним днем, как живут дети.
А способен ли на это ребенок? Учиться при отсутствии удовольствия (читай - интереса)? Видимо, способен. Но при наличии внешнего воздействия. Принуждения. Или если он уже не совсем ребенок :)
Получаем следующее. Либо человек учится потому, что ему нравится, либо потому, что его заставляют, либо по внутреннему убеждению, осознанию необходимости этой учебы. Которое может достигаться только с возрастом. А если возрастом еще не вышел, то в запасе вариант из-под палки. Со всеми вытекающими как для него, так и для окружающих.
Остается один нормальный путь, первый, чтобы и результат стабильный был, и про учебу потом всю жизнь не вспоминать, как про страшный сон. Результат - это, конечно, именно результат, а не удовлетворенность процессом окружающих.
А что делать, если этому маленькому человеку в упрек ставится, что он учится без удовольствия? Есть ли хоть малейшая его в этом вина? Не расписывается ли преподаватель этим в собственной непригодности и не вернее ли ему обратить этот упрек самому себе?
Наше восьмилетнее дарование (говорю без иронии, без гордости, скорее как данность, свалившаяся нам на головы), гордость музыкальной школы, которое не оторвать от пианино (конечно же, не по программе, а в свое удовольствие) находится на грани вылета из нее. Потому что от радостного восприятия нового (с удовольствием!) за три года он пришел к тоскливому неприятию и почти злобному отторжению того, что там дается.
Можно ли учиться с удовольствием? Да. И очень нужно. Сегодня ему была поставлена в пример его подружка, пришедшая в класс фортепиано к тому же преподавателю в этом году, и которая так и делает. Другой бы проглотил упрек. Но не таков наш. Ответ был моментальным и разящим:
-Да? Ну вот и посмотрим, с каким удовольствием она будет учиться к третьему классу.

ПС: Не так давно с этой подружкой на пару они заняли первое место на конкурсе областного масштаба. Она играла на флейте, он аккомпанировал. После серии сопутствующих концертов из серии "надо для школы" оба практически перестали учиться до конца года, а она сказала, что на флейте играть больше никогда не будет.

3 комментария:

Unknown комментирует...

Бывает так, что успешные дети, со временем оставляют любимое занятие и идут к чему то другому. И ни чуточки не становятся хуже :)

aleksvet комментирует...

Бывает. И это замечательно. Если есть свобода выбора.
Только уточним. Или оставляют уже нелюбимое, и тогда все хорошо, опыт получен, двигаемся дальше. Либо оставляют любимое. Ввиду тех или иных обстоятельств. Если любимое занятие не опасно ни для общества, ни для здоровья, то я не могу придумать причину, по которой это может быть оправдано в отношении детей.
И вот это уже совсем никуда не годится. Так можно и дооставляться до отвращения к тому, чем придется в жизни заниматься, а то и до полного безразличия к жизни.

Unknown комментирует...

Вот так, в этих противоречиях и живем. Многое не нравится, а жить приходится дальше. Забавно то, что нельзя остановить ситуацию, рассмотреть ее со всех сторон и принять наимудрейшее решение. Все движется быстро, даже быстрее нашей мудрости :) По этому, что успеваем, то и предпринимаем, а что не успеваем... ну и ладно, жизнь стремительно идет в своем несовершенстве, вписываемся как можем.